понедельник, 17 августа 2009 г.

Учение Рамакришны

Основная так сказать идея Рамакришны заключалась в том, что именно осознание Бога должно быть и есть высшей целью человеческой жизни, единственной стоящей целью. Почему это именно так? Осознание принесет человеку высшую божественную радость (ананду) и успокоение.
Интересный взгляд на мир и человека, хоть и не оригинальный, поскольку все гуру Индии за редким исключением учили именно этому - погружению в бога (абсолют, Брахман и т.д.) и уход от мира.
И то, и другое - погружение в потустороннюю реальность (или псевдореальность, мы ведь точно не знаем) и уход из этой реальности (которую мы знаем и достаточно в ней уверены) кажутся подозрительными современному рассудку.
Такой уход очень выгоден власть имущим - чтобы иметь еще больше.
Почему же такое возвышенное на первый взгляд учение играет на руку богачам и ничего не дает беднякам, кроме эфемерной ананды, которую можно получить с помощью наркотика или болезни мозга и без духовной практики?
"Эйфория" - болезненное состояние с точки зрения медицины, свидетельствующее в первую очередь о болезненном состоянии мозга.
Вот человек живет иным миром, фантазиями, грезами, а вокруг него - грязь, нищета, несправедливость. И сам он может быть раб, угнетаемый и презираемый, но он счастлив, ведь он живет в ананде. Он счастлив. Но вместе с тем он беден, болен, презираем...
Что-то здесь не клеится.
И почему мы должны менять известные нам земные блага (солнце, ветер, небо, свобода, вкусная еда, любовь, краски этого мира, животные, птицы, порхающие бабочки...) на что-то неизвестное и кажущееся пустотой.
Предположим, что это "из-за нашего неведения" нам кажется, что земные блага - это красиво и хорошо, а неземные - нет. Ведь мы ничего о неземных не знаем, кроме разговоров.
Мне интересно, Рамакришна в данный момент счастлив? Находится ли его сущность в другом теле или на небе? И в каком бы виде ни был он счастлив? Вообще он есть?
Несмотря на многие вопросы, Рамакришна был достаточно широких взглядов человек, он одним из первых модернизировал ветхую Веданту.
Постулировать из его учения можно следующее: (именно постулировать, доказательств как всегда нет)

- Бог един, он личен и безличен в одно и тоже время. Даваемые ему имена в разных религиях - суть не важны.
- Бог присутствует в каждом человеке
- Осознать Бога можно разными путями, следуя любой религии или учению.
- Истинность того или иного учения прямо пропорциональна тому, насколько она может привести к осознанию Абсолютной истины
- Бог достаточно милостив, чтобы показать себя даже закоренелому грешнику.
- Все же целомудрие и отсутствие дурных поступков - важное условие осознания бога
- Позитивный настрой - важная вещь
Рамакришна все же не настаивал очень жестко на том, чтобы покинуть эту землю быстрей и улететь в заоблачные дали. Но он был представителем Адвайта веданты со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий